Волховский район - 03003 г. Волхов, перрон ст. Волховстрой-1, паровоз который доставил в Ленинград первый после прорыва блокады поезд

03003 Паровоз который доставил в Ленинград первый после прорыва блокады поезд

Координаты для GPS (WGS 84)
N 59° 55' 15.787'' E 32° 17' 55.874''
Файл в формате OZI Explorer

Расположение
г. Волхов, перрон ст. Волховстрой-1
Волховское городское поселение
Викимапия (Wikimapia)
Фрагмент карты

Описание
Надписи на мемориальных досках: "Этот паровоз Эу-708-64, приписанный в годы войны к депо г. Волхова, 7 февраля 1943 года доставил в осажденный Ленинград первый после прорыва блокады поезд с продовольствием и боеприпасами", "7 февраля 1943 года паровозная бригада депо Волховстрой в составе: машиниста Пироженко И. П., помощника машиниста Дятлева В. С., кочегара Антонова И. А. доставили 1-й поезд с продовольствием в Ленинград после прорыва блокады".

22 января 1943 года в узкой полосе прорыва блокады военные строители приступили к прокладке железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяженностью 33 км с ледовой эстакадой через Неву.

5 февраля 1943 года в 17:43 в Ленинград со станции Волховстрой отправился состав с продовольствием, который тянул паровоз под номером Эу 708-64. Им управляла бригада в составе старшего машиниста И. П. Пироженко, помощника машиниста В. С. Дятлева и кочегара И. А. Антонова. Несмотря на артобстрел, 6 февраля в 16 часов он достиг станции Новая Деревня, а 7 февраля в 12:10 состав прибыл на Финляндский вокзал. Вслед за этим другой состав отправился из Ленинграда на Большую землю. Его вел паровоз Эм 721-83, которым управлял старший машинист П. А. Федоров.

В маршрутном листе главный кондуктор первого поезда с Большой земли Ф.И. Кудряшов химическим карандашом написал время отправления из Волховстроя: 17 часов 43 минуты 5 февраля 1943 года. Кроме резервной бригады поезд сопровождали машинист-инструктор М.И. Быстров, поездной вагонный мастер Ф.Д. Богданов, ревизор Владимир Васильев, медсестра Т.С. Рязанова и фельдшер Л.С. Сенина. За паровозом прицепили цистерну с водой, за ней - классный вагон с резервной бригадой и сопровождающими.

Сорок вагонов были до отказа загружены ящиками со сливочным маслом. 800 тонн. На разъезде Междуречье, в 50 километрах от станции Волховстрой,поезд ожидал Виролайнен [Вольдемар Матвевич Виролайнен,уполномоченный НКПС по Волховстроевскому жд узлу]. На перегоне Междуречье-Липки гитлеровцы обстреляли поезд, но ни один снаряд не попал в состав и не повредил путь. В пути замерз водоподающий рукав инжектора, возник риск повредения котла от недостатка воды. Локомотивная бригада отогрела замерзшие части горящими чурками из топки паровоз.

Исторический паровоз Эу-708-64 был построен в 1931 году и долго служил людям верой и правдой. Потом был списан по старости и мог быть уничтожен. Но в 1979 году энтузиасты обнаружили его на Южной дороге в Белгороде. Паровоз был доставлен в Ленинград и в тридцать пятую годовщину Победы был поставлен на вечную стоянку на станции Волховстрой.

Фотографии
(для увеличения нажмите на фото)

alt
Фото: Седельников Алексей
27.08.2011

alt
Фото: Седельников Алексей
27.08.2011

alt
Фото: Седельников Алексей
27.08.2011

alt
Фото: Седельников Алексей
27.08.2011

alt
Фото: Седельников Алексей
27.08.2011

alt
Фото: Седельников Алексей
27.08.2011

alt
Фото: Седельников Алексей
15.08.2015

Дата внесения в Книгу Памяти
27.11.2011

Вы здесь: Home Ленинградская область Волховский район Ленинградская область Волховский район Волховский район - 03003 г. Волхов, перрон ст. Волховстрой-1, паровоз который доставил в Ленинград первый после прорыва блокады поезд